Памяти Виктора Векштейна
Виктор Яковлевич Векштейн являлся представителем уникальной
и крайне немногочисленной социальной группы руководителей ВИА. Эти люди в Советском
Союзе являлись эквивалентом столь же немногочисленным в капиталистическом обществе
воротилам шоу-бизнеса (будем условно называть их менеджерами или продюсерами,
хотя каждое из этих понятий на самом деле означает нечто иное). Правда, в отличие
от Запада, где стать подобным персонажем невозможно без вполне определенных
пробивных способностей и своеобразного таланта, в нашем тогда еще социалистическом
отечестве важна была еще одна способность: знание общей политической обстановки
и постоянно меняющегося рейтинга партийных кабинетов. Виктор Яковлевич в данном
предмете ориентировался как рыба в воде, и это давало ему неограниченные возможности.
Вообще, Виктору Векштейну никто не мог отказать в праве считаться докой в своем
деле. Он был настоящим профессионалом, имевшим более чем двадцатилетний опыт
работы в Москонцерте, и ему было ясно в популярной музыке нужно что-то менять.
Вообще все, кто близко знал Виктора Яковлевича, отмечали, что этот человек обладал
потрясающим чутьем во всем, что касалось шоу-бизнеса. Сначала Векштейн, «без
отрыва от производства», затеял создание первой советской экспортной рок-группы
и даже заготовил для нее название «Дипломат». В 1985 году группа Стаса Намина
произвела настоящий фурор в Америке. Главным образом, конечно, не музыкой, а
тем, что «загадочные русские» оказались разумными существами. Этот факт Виктор
Яковлевич, безусловно, взял на заметку, больше того решил развить. Кстати, в
пользу его приоритета в идее создания экспортной рок-команды свидетельствует
и то, что уже в 1984 году он включил в ее состав впоследствии вошедших в «Парк
Горького» Николая Носкова и Александра Львова...
У музыкантов Векштейна всегда была самая современная - по отечественным меркам
- аппаратура, самые коммерческие маршруты гастролей и еще многое-многое самое-самое.
Да и его коллектив «Поющие Сердца» среди прочих ВИА был далеко не последним.
Имелась долгоиграющая пластинка и несколько «убойных» - по социалистическим
временам -- шлягеров. Чтобы живьем услышать песню «Кто Тебе Сказал?», народ
скупал билеты и забивал стадионы вполне приличной вместимости. При этом каждый
музыкант его группы получал за любой концерт фиксированную ставку в районе 12
рублей, а след основного «навара» терялся в лабиринте филармонических коридоров...
Как мы уже убедились, в те времена Векштейн мог достаточно комфортно чувствовать
себя, со всех точек зрения. Однако -и это было главным его отличием от коллег
- он думал не только об извлечении прибыли, но и об актуальной для завтрашнего
дня музыке, то есть был сторонником музыкального прогресса. Эх, побольше бы
таких персонажей в советском «шоу-бизнесе», глядишь и классных рок-команд в
результате оказалось бы не так мало...
Итак, Векштейн, еще не знающий, какую именно группу ему хочется иметь, создал
некие лабораторные условия для «выведения» нового коллектива.
Однако было у Векштейна и слабое место. Догадайтесь, что имеется в виду? Вы
правы: конечно, женщина. По нерушимой традиции всех времен и народов, женой
руководителя музыкального коллектива является его солистка. Не избежал общей
участи и Виктор Яковлевич. Его жена Антонина Жмакова была солисткой «Поющих
Сердец» и исполняла стандартный для тех времен набор эстрадных номеров широкого
спектра: от романса до джаза. Каждый вновь пришедший в ансамбль музыкант с самого
начала ставился в известность, что, кроме генерации новых идей, придется аккомпанировать
Жмаковой. Это сильней всего обламывало именно паривших в творческих высях, а
потому способных к созданию чего-то нового. Именно по этой причине состав творческой
«лаборатории» Векштейна больше всего походил на проходной двор: музыканты приходили
и уходили, как тараканы в летнее время...
В мифическом экспортном проекте Векштейна кроме вокалиста Николая Носкова и
барабанщика Александра Львова (позже оба окажутся в «Парке Горького») числились
гитарист Сергей Потемкин и бас-гитарист Алик Грановский. Однако Носков, проведя
колоссальную работу по созданию нового коллектива, в итоге ушел сам, и на его
место в феврале 1985 года пригласили певца Валерия Кипелова, до этого пять лет
проработавшего в ВИА «Лейся, Песня». В тот момент «Лейся, Песня» практически
прекратила свое существование, не сумев пройти прослушивания комиссии Министерства
культуры, и Кипелов принял приглашение, даже не имея представления, что именно
предстоит петь. Однако экстренная замена вокалиста не была единственной перетряской.
Практически в то же время гитарист Сергей Потемкин поругался с Векштейном и
ушел из ансамбля. На освободившееся место Грановский и предложил попробовать
своего бывшего коллегу по «Альфе» Владимира Холстинина, тем более что Холстинин
во многом разделял музыкальные вкусы Грановского. Что касается Кипелова, то
много лет спустя Валерий признавался, что на момент своего появления в группе
увлекался классикой хард-рока в лице «Led Zeppelin» и «Deep Purple», «Grand
Funk» и «Slade» и ничего не знал о музыке «хэви-метал». Алик Грановский и появившийся
неделей позже Кипелова гитарист Владимир Холстинин познакомили Валерия с музыкой
«Judas Priest» и «Iron Maiden».
Грановский и Холстинин понимали, что Векштейн колеблется в определении стиля
своего нового коллектива. Были необходимы радикальные меры, и единомышленники
решили идти напролом. Бедный Виктор Яковлевич подвергся мощному идеологическому
прессингу с частым упоминанием незнакомого ему словосочетания «heavy metal».
О хэви-метал Векштейн тогда еще не имел ни малейшего представления, поэтому
стараниями Алика и Владимира с ним был проведен ликбез - с прослушиванием записей
и просмотром клипов. Усилия коварных музыкантов не пропали даром в мятежную
душу Виктора Яковлевича были брошены зерна сомнения. Он оценил зрелищное и музыкальное
воздействие экспрессивного жанра. С другой стороны, он дико боялся разносов
со стороны курирующих и контролирующих культуру органов и был твердо убежден
в том, что играть такую музыку в Советском Союзе не разрешат. Поэтому он тянул
с ответом, оставляя Грановского и Холстинина в тягостном неведении по поводу
окончательного решения.
* * *
Проблема с барабанщиком была решена, но по вопросу об ухо де
от Виктора Яковлевича музыканты группы пока еще общего мнения не имели. Тогда
Холстинин и Дубинин решили сделать ход конем. Они показали Кипелову и Маврину
демонстрацйон ную запись шести вещей будущего альбома, записанную бук вально
«на коленке» в скитаниях по гостиничным номерам, и предложили определить свою
позицию: или все музыканты сваливают от Векштейна и начинают запись нового диска,
или Дубинин с Холстининым покидают группу и уносят матери ал с собой. (В последнем
варианте название «Ария» почти навер няка осталось бы за Векштейном, Мавриным
и Кипеловым.) Избегающий конфликтов Кипелов сказал, что на раздумья ему по требуется
месяц. Ему выделили ровно три дня, по истечении ко торых Валерий согласился
принять позицию Дубинина и Холстинина...
Векштейн, вложивший в «Арию» несколько лет жизни и маcсу своих связей, претендовал
на раскрученное имя коллектива (хотя не очень понятно, как бы он мог его использовать?).
С точки зрения доживающего тогда свои последние дни монополиста на творчество
в лице Министерства культуры СССР, Виктор Яковлевич такое право имел. А потому
он милостиво позволил покидающему его коллективу назваться «Ария-89», что музыканты
вынужденно и сделали, и на концертных афишах замаячила эта нелепая надпись.
То были странные времена правового беспредела, когда просторы огромного государства
бороздили многочисленные одноименные коллективы: две или три группы «Мираж»,
пара «Наутилусов» и не поддающееся подсчету коли чество «Ласковых Маев». Пользуясь
тем, что телевидение не часто балует новоиспеченных звезд вниманием и лица новых
героев мало кому известны, нечистоплотные администраторы запустили на гастрольные
маршруты фонограммных двойников, которые зачастую финансово опережали своих
оригинальных про тотипов. К счастью, с «Арией» этого не произошло, и оставшееся
у Векштейна название не материализовалось в музыкальную группу. Но существовавшая
вероятность появления одноименного коллектива ускорила следующую студийную работу
наших героев. Магнитоальбом (март 1989 года) и вышедшая годом поз же «мелодийная»
пластинка получили название «Игра С Огнем». Эта запись получилась довольно ровной,
чем-то напоминала предыдущий альбом, и выделить из общей ткани можно лишь явно
запоминающийся хит «Раскачаем Этот Мир». Тем не менее, этой своей работой группа
как бы отсекла любые возможности появления одноименного коллектива, так что
глобальную задачу альбом «Игра С Огнем» выполнил...
Итак, в ноябре 1988 года после долгих бесплодных дебатов «Ария» рассталась со
своим импресарио. А через год с небольшим всю музыкальную общественность потрясло
страшное известие - 22 февраля 1990 года Виктор Яковлевич Векштейн трагически
погиб. Он был найден в гараже, в собственном «мерседесе», задохнувшимся выхлопными
газами. Но это не было самоубийством. У несчастного случая была иная, весьма
щекотливая, причина, которую предпочитали скрывать и обнародование которой могло
бы вызвать нежелательную реакцию, - Векштейн был в гараже не один... Бывший
менеджер сумасшедшей тяжелой команды ушел из жизни весьма романтично, по-рокерски...
Говорят, выхлопной газ - предательски сладковатый. Он убаюкивает свои жертвы
и тащит их за собой в те самые дали, О которых так любила и до сих пор любит
петь группа «Ария». Вот что напишет в газетном некрологе Дмитрий Шавырин, тогдашний
шеф рубрики «Звуковая Дорожка» уже упоминавшегося «Московского Комсомольца»:
«Он был честным. Бабушки и церкви святого Николы в Хамовниках никак не могли
понять, откуда такое столпотворение лохматых молодых людей в джинсах. Молодому
поколению имя Виктора Векштейна почти ни о чем не говорит, а рокеры со стажем
между собой любя называли его «дедушкой рок-н-ролла». За пятьдесят лет он успел
сделать немало. Дирижировал симфоническим оркестром, а когда на музфронте начали
происходить первые потепления, организовал одну из первых в стране поп-групп
«Поющие Сердца». В 1985 году музыкантам стало легче дышать, и тогда Виктор Яковлевич
решается на шаг безумца - на базе пресловутого ВИА создать первую в стране настоящую
профессиональную «металлическую» группу. Помню, как Витя позвонил мне и пригласил
в гости, чтобы послушать первые записи «Обновленных Сердец» и посоветоваться
о новом названии. Так благодаря стараниям и пробивной силе Векштейна родилась
«Ария». Витя просил помочь организовать ему пробный концерт в Москве, и тогда
5 февраля 1986 года состоялось памятное выступление «Арии» в ДК МАИ на устном
выпуске «Звуковой Дорожки». Дебютная фонограмма мгновенно разошлась по рукам
фанов, а «арийцы» во главе с Векштейном стали первыми героями надвигающейся
волны хэви-метал. Грандиозный успех и шумные концерты, у истоков которых стояла
«ЗД», тем не менее, не могут сейчас сгладить нашу вину перед Векштейном. Волна
популярности «Арии» так быстро захватила город, что нам даже в период гласности
было «нерекомендовано» писать о группе. И подробно о ней мы написали лишь в
1989 году. Буквально накануне своей нелепой смерти Виктор Яковлевич дописывал
рок-оперу «Фауст», которой теперь, видимо, не доведется увидеть свет, готовился
к поездке в Эквадор. Но... не успел. Многого еще не успел...».
Два дня спустя после отпевания Векштейна в церкви Маргарита Пушкина написала
стихотворение, прокомментировав его в своей книге «Заживо погребенная в роке»
следующим образом: «Еще неизвестно, от чего спокойнее умирать - от угарно
го газа в собственном «мерседесе» и с любимой женщиной или в грязной районной
больнице, где пьяные дежурные медсестры сидят на коленях у пьяных пациентов-милиционеров».
ЛУЧШЕ НЕ СПАТЬ
(памяти В. Векштейна)Эй! Лучше не спать. Это время для сонь... угарный газ - Запрещённый вираж в гараже, Липкий цвет "мерседеса" - Так "Аида" становится воплем московских ворон - коньячный джаз... Бомбой взорвётся коробка драже - ночь двоих сплющит прессом. Лучше не спать! Блеск седин - на виски, Бес в ребро - топором... - и бог не спас! Но - поп пока отпевает других, но - жена варит кофе, Тащит смерть по асфальту белья грязный ком - И любовь ржёт пока за пару гнедых, серебрит пальцы Нопфлер. Лучше не спать! Завтра - ящик и крест, Рот без губ - просто щель... - за упокой! За нашедших приют в гараже, За мотор "мерседеса", За незыблемый в мире подлунном порядок вещей... Тел, не узнавших кнута и вожжей, Душ без меры и веса, но - Но лучше не спать...
Многие люди, хорошо знавшие Виктора Яковлевича и с которыми довелось встречаться при работе над длиной книгой, не сговариваясь, повторяли одно и то же: «Если бы сейчас был жив Векштейн... Многое в шоу-бизнесе повернулось бы совершенно иначе». Пожалуй. Не стану спорить с ними, отстаивая точку зрения Льва Толстого по поводу роли отдельной личности в истории. Думаю, стоит лишь констатировать следующую мысль. Какие бы коммерческие дела ни проворачивал Bекштейн, он в итоге всегда оставался человеком, глубоко преданным музыке...
Источник: "Легенда о Динозавре"